Удаленность места оказания услуг как требование заказчика

Удаленность места оказания услуг как требование заказчика
20 Апр

Вопрос о правомерности установления требования к расстоянию места нахождения исполнителя или места оказания услуг попыталось решить Минэкономразвития РФ в своем письме от 20.02.2017 г. N Д28и-699. Так, в данном письме указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.
Однако также отмечается, что указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

В то же время в практике антимонопольных органов по данному вопросу встречаются разные мнения, например:

- Кировское УФАС в решении от 05.05.2016, основываясь на положениях Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, отмечает, что место оказания услуг может не совпадать с местом нахождения исполнителя - то есть юридическое лицо может иметь место нахождения в ином муниципальном образовании, однако иметь лицензию на осуществление деятельности в пределах другого муниципального образования. Следовательно, Заказчик ограничил право данных участников на участие в электронном аукционе.

- Приморское УФАС в решении от 25.12.15 соглашается с установленным требованием и указывает:
"Законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к услугам, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к услугам, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки".

-Пермское УФАС в решении от 13.04.2016 согласилось с доводом заявителя о том, что требование о месте нахождения Исполнителя (на удалении не далее 5 км.) ограничивает конкуренцию.

- Челябинское УФАС в решении от 22.04.15 отметило, что не усматривает причинной следственной связи, подтвержденной доказательствами, между качеством и своевременностью оказания услуг и условием о территориальной удаленности от заказчика. Также управление сделало вывод:
"...условия о территориальной удаленности от заказчика - не более 60 км, может привести к ограничению количества участников закупки, местоположение которых превышает значение, указанное в документации о закупке, но имеющих необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы, позволяющие надлежащим образом исполнить условия контракта".

Подробно с решениями антимонопольных органов можно ознакомиться в приложении.

Вместе с тем, следует отметить, что исходя из ст. 33 Закона № 44-ФЗ место нахождение и расстояние не может быть качественной характеристикой товара, работ и услуг и устанавливаться может только по обоснованным причинам.

Подводя итог можно сказать, что рассматриваемый вопрос является дискуссионным и не может иметь однозначного ответа, поскольку он прямо не вытекает из положений Закона № 44-ФЗ, а законность установления вышеуказанного требования должна рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае, так как зависит от ответа на другой вопрос "будет ли результат закупки отвечать потребностям заказчика, если это условие не будет установлено?".

Если документация по закупке содержит вышеуказанное требование, то такие действия можно обжаловать с помощью сервиса fasonline.ru, где нужно выбрать довод "Требование к расстоянию места нахождения исполнителя" или "Условие ограничивающие исполнителя контракта".