Грубые приемы недобросовестных заказчиков

Грубые приемы недобросовестных заказчиков
12 Ноя

В свободной экономике как и в государственных закупках существует много негативных явлений. Часто под маской учтивости и доброжелательности госзаказчиков скрывается самый изощренный обман. В это трудно поверить, но к сожалению, это реальность.Жалоба в ФАС

  • Обязательства не выполняются из-за рекламации (претензии).
  • Вместо денег делается новый заказ.
  • Посредственности зарабатывают больше потому что они лучше копируют чужие идеи.
  • Взятки заменяют честную конкуренцию.
  • В договоры закладываются мины замедленного действия.
  • Тот, кто платит, всегда имеет претензии. Но часто не имеет головы на плечах.

И так далее, и тому подобное. В этой статье мы не только расскажем о некоторых видах уловок недобросовестных заказчиков, но предложим стратегии, которые помогут их избежать.

Старая истина гласит: на ошибках учатся. И все же гораздо полезнее избегать ошибок, потому что они большей частью имеют весьма болезненные последствия. Тот, кто понеся большие потери и пройдя через выматывающие силы судебные инстанции, приобретает иммунитет к конфликтам или зачастую теряет всякое желание заниматься свободным предпринимательством.

Данная статья может стать хорошим советчиком для тех, кто хочет попробовать свои силы в свободном предпринимательстве, в том числе в государственных закупках. Итак начнем.

Часть I

Если заказчик отказывается от своих обязательств путем претензии

О вкусах можно спорить, особенно если не хочется платить. Выполнение работ, оказание услуг или поставка товара, все это достижения, которые можно оспорить. И опытные люди отлично знают, как отложить в долгий ящик заказ, который они не хотят или не могут оплатить. А самые ушлые заказчики не только не оплачивают заказ, но еще и зарабатывают на предъявленных подрядчику претензиях.

Каким способом?

Во-первых, не оплачивают, а во-вторых, доводят дело до суда. Затем претензии истца об оплате отвергаются, перед судьей краткой формулировкой: "Претензия". Юрист заказчика сочиняет прекрасную речь, в которой дает волю своей фантазии. Он выдумывает всевозможные ошибки и несообразности, о которых Вы даже и не подозревали, но которые, тем не менее, подтверждаете.

Речь идет об искусной стратегии, даже если она построена на лжи.

Судьи в большинстве своем беспомощны, так как они не могут быть компетентны в каждой области. Поэтому приглашается эксперт, расходы на которого будут взысканы с проигравшей стороны и тогда наступает длительный перерыв в судебном разбирательстве. По причине скромного гонорара эксперты мало заинтересованы в результате и затягивают выполнение экспертизы до крайнего срока. А так как эксперты тоже всего лишь люди и, зачастую имеют невысокую квалификацию, необходимо считаться с возможностью ошибочного заключения. Заказчик наверняка постарается оспорить результаты экспертизы, что еще больше затянет судебное разбирательство.  

Таким образом, трюк с претензиями выгоден для несерьезного заказчика и убыточен для того, кто выполняет заказ. Когда наблюдаешь, с каким хладнокровием постоянно применяют этот грубый прием, можно потерять всякое желание заниматься предпринимательством. И отчасти - даже веру в справедливость. Зачастую госзказчики применяют такой прием для того, чтобы проучить или устранить, путем включения в РНП или штрафных санкций, победителей торгов, которые выиграли "не свой" контракт.

Как избежать подобных ситуаций

Подобные ситуации возникают потому, что обе стороны пренебрегают дисциплиной. Это касается как одной, так и другой стороны. Если заказчик не дисциплинирован и не создал достаточных условий для исполнения контракта, Вы не достигнете нужного результата и ничего не сможете с этим поделать.

  1. Всегда тщательно изучайте проект контракта (договора). Постарайтесь обговорить с заказчиком условия контракта и все зафиксируйте в письменном виде. Если это госзакупка, то тщательно изучите положения документации и проекта контракта, сметы, технического задания. Убедитесь в том, что все разделы проектно-сметной документации опубликованы и Вы можете с точностью рассчитать объем работы и сделать разумное ценовое предложение, чтобы при выполнении контракта не уйти в минус. Рассчитайте сроки выполнения работ, изготовления оборудования и т.п., чтобы избежать штрафных санкций и неустоек. Если есть нарушения, не соответствующие положениям Закона о контрактной системе или положениям Гражданского кодекса РФ или  нарушения ГОСТ, подайте запросы на разъяснения положений закупочной документации с требованием устранить нарушения либо дать разъяснения. В случае если заказчик не устранил нарушения, обжалуйте положения закупочной документации в антимонопольную службу. По гражданско-правовым договорам от новых клиентов требуйте немедленной выплаты задатка. Обычно это составляет треть от общей суммы договора.
  2. При заключении контракта необходимо проработать с заказчиком все в плоть до деталей. Если речь идет о товаре, то продемонстрировать его работоспособность и надежность. Интелектуальный продукт необходимо обсуждать с заказчиком до тех пор, пока он не согласиться с Вами или ясно не определит свои пожелания.
  3. Высказанные заказчиком дополнительные пожелания четко фиксировать и требовать подтверждения. От нового клиента по гражданско-правовым договорам требовать вторую треть гонорара. В случае госзаказа, работы не включенные в контракт необходимо оформлять дополнительным соглашением с увеличением стоимости контракта и желательно с продлением срока работ иначе они не будут оплачены.
  4. Ваш заказчик явно хочет Вас обмануть и выплачивает только часть суммы, хотя Вы исполнили контракт в полном объеме. Теперь Вы со спокойной совестью можете обратиться к закону, т.к. все факты однозначно говорят за Вас.

Во второй части мы расскажем о тактике затягивания платежей.